Доступная среда

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».


1. О специально оборудованных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Учреждение располагает достаточной материально-технической базой и возможностью качественного материального обеспечения учебно-воспитательного процесса.

 В школе имеется:  26 учебных кабинета,  компьютерный класс,  1 спортивный зал,  столовая, библиотека,  спортивная площадка.

 Учебные кабинеты в достаточной мере оснащены учебным оборудованием, мебелью, средствами обучения и воспитания, наглядными пособиями, позволяющими осуществлять учебный процесс, учитывать особенности организации образовательного процесса для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. За счет областных средств обеспечен безлимитный высокоскоростной доступ в сеть Интернет. Материально-техническая обеспеченность Учреждения позволяет качественно осуществлять учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы, учитывать особенности организации образовательного процесса для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Компьютерную базу учреждения составляют 85  единицы компьютерной техники.

 Спортивный зал школы оснащен   спортивным оборудованием: это комплекты беговых лыж, игры в бадминтон и игры в настольный теннис, мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные, гимнастические маты, сетка волейбольная и теннисный стол, баскетбольные щиты, шведская стенка, канаты.

 А так же имеется  волейбольная площадка, баскетбольная площадка, спортивный городок и универсальная спортивная площадка для игры в футбол.

 С информацией о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведениях о наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания можно ознакомиться в «Справке о материально-техническом обеспечение образовательного процесса». 

 Об объектах для проведения практических занятий

 Для проведения практических занятий в ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани используются кабинеты физики, химии, биологии, технологии, информатики, а также другие помещения в зависимости от специфики проводимых занятий.


2. Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани отсутствуют приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, специальные средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Школьная библиотека расположена на третьем этаже школы. Библиотека светлая, уютная. Библиотечный фонд расставлен по библиотечной классификации. Для раскрытия фонда используются постоянные и временные книжные выставки.

Укомплектованность библиотеки печатными ресурсами:

Общая обеспеченность учебниками –100%


3. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани имеется приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, специальные средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ.


Кабинет физической и психомоторной коррекции ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани


4. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами

В учреждении созданы и функционируют психолого-педагогический консилиум., работает педагог-психолог.  С инвалидами и лицами с ОВЗ проводится индивидуальное и групповое психологическое консультирование, целью которых является актуализация и содействие развитию личности, созданы психолого-педагогические условия для развития различных аспектов жизнеспособности и жизнестойкости инвалидов и лиц с ОВЗ.

В учреждении имеется

  1. Печатные: учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал.
  2. Электронные образовательные ресурсы и электронное оборудование (компьютеры, интерактивные доски).
  3. Аудиовизуальные: слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.
  4. Наглядные плоскостные: плакаты, карты настенные, иллюстрации.
  5. Демонстрационные: гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели.
  6. Учебные приборы: компасы, барометры, колбы, машины электрофорные, весы, ученические источники питания, вольтметры, тригометры, лабораторные штативы, манометры, милиамперметры, нагревательные приборы, водяные бани, термометры.
  7. Спортивное оборудование и тренажеры: спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, мячи, оборудование для баскетбола и волейбола.

5. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ  в здание образовательной организации 

  • Установлен пандус с поручнем у главного входа в здание.
  •  Имеется подъемник для инвалидов с колясками.

  •  Имеется санитарный узел для инвалидов на первом этаже.

  • Имеется система противопожарной сигнализации и оповещения . 

  • Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан

№ 2 ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани (скачать)
№ 3 СП ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани «Детский сад» (скачать)

  • Анкета руководителя общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (скачать)

6. Специальные условия питания

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Услуги по организации горячего питания организовано 
МУП «Комбинат питания» г. Сызрани; приготовление пищи осуществляется поварами, находящими в штате поставщиков услуг. на основании заключенных 3-х сторонних договоров между ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрань, родителями обучающихся  и   МУП «Комбинат питания»

        Школьная столовая рассчитана на 150 посадочных мест.

        Бесплатное питание предоставляется следующим категориям:

(при наличии заявления и справки о неполучении пособия на питание из УСЗПН по месту регистрации).

  1. Обучающиеся 1-4 классов
  2. Дети с ОВЗ – завтрак + обед на основании заключения ПМПК.

 На 03.09.2020 г. в школе бесплатное двух разовое питание подучают 26 обучающихся, имеющих статус детей с ОВЗ.

О двухразовом бесплатном питании (нормативные документы)

  1. Пояснительная записка к Приказу МОИНСО «Об утверждении Порядка предоставления двухразового бесплатного питания или денежной компенсации обуч-ся с ОВЗ»
  2. Приказ от 3.02.2020г. №68-ОД «Об утверждении Порядка предоставления двухразового бесплатного питания или денежной компенсации обуч-ся с ОВЗ»
  3. Распоряжение от 4.02.2020г. №95-р «Об установлении стоимости двухразового питания в ГОО Самарской области на период действия Закона Сам.обл. «Об областного бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов»

 Для детей, имеющих статус «обучающиеся с ОВЗ «,  организованы  завтраки и обеды.

после 2 урока

10.05 – 10.25

перемена 20 минут Завтрак 2-9 классы  

после 4 урока

12.30 – 12.50

перемена 20 минут  Обед  2-9 классы  

 Примерное цикличное меню для организации питания в ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани  


7. Специальные условия охраны здоровья

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» ГБОУ СОШ №1  п.г.т.Стройкерамика создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Система безопасности  включает: 
—  систему оповещения;
—  пожарную сигнализацию;
—  кнопку тревожной сигнализации.

Основные направления охраны здоровья:

  • организация питания учащихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
  • обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
  • Медицинское обслуживание

Для обслуживания обучающихся имеется два кабинета: процедурный и кабинет врача.
 Медицинское обслуживание школьников осуществляет мед. работник  (медицинская сестра) по следующим направлениям:
1) врачебно-профилактическую помощь обучающимся
 2) повседневный контроль за санитарным состоянием школы и гигиеническими условиями (режимом, питанием, занятиями по физкультуре, организацией труда, отдыха и др.);
3) постоянную пропаганду сан. знаний детям, педагогам, обслуживающему персоналу.

  • Система безопасности

Для обеспечения безопасности в школе приняты следующие меры:
1.  Охрана школы в дневное время осуществляется вахтером школы, в ночное время – сторожем.
2.   Заключен договор на охранные услуги и техническое обслуживание средств охраны с  Межмуниципальным отделом вневедомственной охраны Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Сызранское», данная организация осуществляет контроль за каналом передачи тревожного извещения и экстренному выезду наряда полиции по сигналу «Тревога», поступившего из ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани на пульт централизованного наблюдения, для принятия мер к задержанию лиц, создающих угрозу личной безопасности обучающихся и работников.
3.   Имеется Автоматическая Пожарная Сигнализация и заключен договор с ООО «Пожарный аудит» на ее обслуживание. 

4. В ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани едется видеонаблюдение  


8. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Компьютерную базу Учреждения составляет 85 компьютеров. Учебные кабинеты объединены в локальную сеть, что позволило обеспечить доступ в Интернет всех компьютеров школы. Подключение к сети Интернет произведено посредством выделенной линии (оптоволокно (ВОЛС, FTTB)). Скорость доступа к сети Интернет до 100 Мбит/с.

Информация о каналах подключения к сети Интернет

Провайдер Технология подключения Скорость, Мбит/с Тарифный план
Ростелеком Оптоволокно (ВОЛС, FTTB, FTTx) 100 Образование

В Учреждении обеспечена эффективная контентная фильтрация сайтов, заключен договор об оказании услуг по настройке системы контентной фильтрации доступа в сеть Интернет с государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центром профессионального образования Самарской области.

Доступ участников образовательного процесса ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся) контролируется путём внедрения системы контентной фильтрации доступа общеобразовательных учреждений Самарской области к сети Интернет в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям Российской Федерации».

 В школе создано единое информационное пространство, обес­пе­чива­ющее эф­фектив­ную со­ци­али­зацию школь­ни­ков в ус­ло­ви­ях ин­форма­ци­он­но­го об­щест­ва  (можно ознакомиться здесь).

Ин­форма­ци­он­ная ба­за шко­лы ос­на­щена:

  • элект­рон­ной поч­той;
  • вы­ходом в Ин­тернет.  Доступ к сети Интернет осуществляется с помощью провайдера ПАО «Ростелеком». Скорость доступа к сети Интернет на 2020 год — 100 Мбит/с
  • разработан и дей­ству­ет школьный сайт
  • СИСТЕМА АСУ РСО

В школе обеспечен доступ к образовательным ресурсам сети Интернет для учащихся, который в соответствии с требованиями законодательства  защищён системой контентной фильтрации.

Компьютерную базу Учреждения составляет 91 компьютеров. Кабинеты информатики  объединены в локальную сеть, что позволило расширить доступ в Интернет.

          Финансирование Интернет-трафика с 2011 года осуществляется за счет средств областного бюджета. Скорость подключения к сети Интернет  до 100 мбит/с. С 2012 года (в рамках государственного контракта) учреждение располагает учебно-наглядным оборудованием для реализации ФГОС: учительские ноутбуки, сеть Wi-Fi обеспечения мобильного доступа к сети Интернет, ученические нетбуки и другая компьютерная техника. Кабинета информатики и медиацентр объединены в локальную сеть, что позволило расширить доступ в Интернет. В рамках реализации мероприятий по развитию информационно- технологической инфраструктуры общеобразовательных учреждений Самарской области осуществлена поставка компьютерной техники: 16 учительских ноутбуков.
       В целях реализации мероприятий по обеспечению внедрения современных образовательных технологий, эффективного использования комплектов оборудования, формируемого на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС НОО) в части материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса в Учреждение поставлен комплект учебно-наглядного оборудования для внедрения современных образовательных технологий: программно-методические комплексы, наборы конструкторов, модульные системы экспериментов Prolog для начальной школы, цифровые микроскопы, ноутбуки для обучающихся, системы контроля качества знаний ProClass, 3 интерактивные доски. Таким образом, Учреждение имеет возможность качественного материального обеспечения учебно-воспитательного процесса

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для детей с ОВЗ предоставлен на общих условиях.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ Учреждение не имеет. 

    Автоматизация процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса осуществляется с помощью АСУ РСО  (автоматизированная система управления региональной системой образования).

     Система разработана для пользователя, владеющего только начальными навыками работы в Интернет. Никаких программ на Ваш компьютер устанавливать не нужно, так как система представляет собой Web-сайт. Система снабжена подробной справкой на русском языке.

     Права доступа к информации разграничены, каждый пользователь имеет доступ только к той информации, которую определил администратор системы.

   Регламент доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам, 

Регламент доступа участников образовательного процесса к учебно—лабораторному оборудованию:

кабинет 25,    кабинет 27,      кабинет 31


9. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Обучающая программа «Живая геометрия».
  • Электронное  издание «Открытая математика. Стереометрия», 
  • Электронное  издание Математика 5-11 кл. Практикум 
  • Электронная библиотека Кирилла и Мефодия.
  • Обучающая программа «Живая физика».
  • .«1С:Школа» «Физика. Образовательный комплекс»
  • Учебное Электронное издание «Физика. 7-11 классы»
  • Мультимедийное учебное пособие по химии»
  •  «1С: Образовательная коллекция» «Химия для всех. Решение задач»
  • Элективные курсы (методическое пособие для учителя
  • Электронные биографии писателей.
  • Электронные учебники по русскому языку.
  • Электронные хроники исторических событий.
  • Мультимедийные учебные пособия  по истории и обществознанию 
  • Мультимедийное учебное пособие по биологии 
  • Лабораторный практикум. 
  •  Элективные курсы 
  • Учебное электронное издание «Экономическая география мира
  • «Витаминный курс. Английский язык. 7 класс», Cornelsen software
  • «Английский язык. Путь к совершенству»
  • Электронная библиотека Кирилла и Мефодия по предмету
  • Электронная библиотека «Виртуальный музей».
  • Электронная библиотека Кирилла и Мефодия  для начальной школы
  • Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников «Мир природы
  • Программно-методический комплекс «Математика. Начальная школа
  • Компьютерная игра-энциклопедия «Живая планета»

Интернет образовательные ресурсы

Онлайн-платформы профориентационные


10. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

11. О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани не имеет общежития и интерната.

Условия для проживания иногородним обучающимся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предоставляются.


 12. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предоставляются

Кадровое обеспечение 

  •  В школе из 29 педагогов с детьми с ОВЗ работают 25 человека (93%). из них прошли курсовую подготовку 17 (63%)
  • Узкие специалисты в штате учреждения:
    • В школе
      • Психолог —  да (1 чел.)
      • Логопед _0_
      • Социальный педагог-  нет
    • В структурном подразделении
      • Логопед – да (4 чел.)
      • Дефектолог _1_
      • Психолог -да (3 чел)
      • Социальный педагог__0____
    • В школе привлекаются  специалисты из структурных подразделений для реализации АООП  логопед,  психолог____
    • Заключены договора о сетевом взаимодействии
      1. _ГБУ – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань,
      2. ГБУ для детей, нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностик и консультирования г.о. Сызрань,
      3. ГКУ Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям Западного округа»
    •  График работы узких специалистов
  • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Нормативные документы:

Федеральный уровень:

В рамках введения федеральных государственных  образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья :

Изданы приказы Министерства образования и науки Российской Федерации- от 19.12.2014 г. N 1598 «06 утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,

 от 19.12.2014 г. N 1599 «06 утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,

Утвержден План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации 11.02.2015 N ДЛ-5/-7вн

Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект)

Нормативные документы (ссылки на сайт Западного управления)

Приказ министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

План мероприятий («дорожная карта») Западного управления по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения


Куда обратиться за консультацией и поддержкой?

В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:

Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся  в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.

Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:

  • Младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ. Занятия со школьниками проводятся в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время, с учетом работы учреждения.

  • Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.

  • Для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.

Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.