ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Об организации и реализации предпрофильной подготовки
на территории г.о. Сызрань

Практика показывает, что молодой человек, окончивший школу, не всегда может правильно выбрать свой жизненный путь, дальнейшую профессию, поэтому необходимо нацелить выпускников основной школы к осмысленному выбору жизненного пути, к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности.
Для совершенствования профориентационной работы, а также для создания условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение выпускников основной школы в отношении осознанного выбора профилирующего направления собственной деятельности, в 2016-2017 учебном году на территории г.о. Сызрань будет организована предпрофильная подготовка посредством сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений высшего и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования.
Сопровождать систему реализации предпрофильной подготовки будет автоматизированная информационная система «Предпрофильная подготовка и профильное обучение». Система доступна через Интернет, установка никаких дополнительных программных модулей не требуется, для работы необходимо лишь устройство (компьютер, планшет или даже телефон) с доступом в Интернет. В данной системе будет находиться вся необходимая информация для реализации предпрофильной подготовки.
Курсы предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов будут реализовываться непосредственно на базе учреждений-организаторов: учреждений высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, что позволит учащимся на практике познакомиться с разнообразными видами профессиональной деятельности человека,  осуществить  первые  профессиональные  пробы  в той  или  иной сфере,  познакомиться  со  спецификой  наиболее  распространенных  профессий,  поддержать  сделанный выбор профиля обучения или сферы последующей профессиональной деятельности.
Система реализации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов будет включать два этапа:
1 этап – теоретический. На данном этапе будут реализовываться три основных профориентационных блока: информационный, профессиоведческий, диагностический.
Первый этап будет реализовываться  в сентябре-октябре 2016 года педагогическими работниками школ в рамках классного часа.
Цель курса — информирование о мире профессий, путях получения профессионального образования, ситуации на рынке труда; диагностика профессионально-познавательных интересов, способностей и склонностей учащихся. Именно эта информация, полученная на курсе о мире профессий и о себе, должна быть обоснованно использована учащимися при выборе курсов на втором этапе.

2 этап – практико-ориентрованный или этап профессиональных проб (33 учебных часа на 3 курса). Каждая программа по направлению какой-либо профессии рассчитана на 11 часов, из них 60% и более должно быть практико-ориентированной и обеспечивать  наличие заявленных в программах условий проведения, материально-технической базы, дидактических материалов и т.д. Курсы предпрофильной подготовки будут проходить непосредственно на базе учреждений высшего, среднего профессионального образования, дополнительного образования педагогическими работниками и за счет материальных ресурсов этих учреждений. Реализация второго этапа запланирована на ноябрь-декабрь 2016 года.
В каждой школе, а также в учреждениях высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования назначен ответственный за предпрофильную подготовку.
Педагоги учреждений-организаторов предпрофильной подготовки разрабатывают качественные программы предпрофильных курсов по тем специальностям и профессиям, которые они реализуют. Все программы курсов предпрофильной подготовки проходят  двойную экспертизу через экспертный совет, который создан на территории г.о. Сызрань из числа педагогов, имеющих опыт в разработке и экспертизе программ. Принятая по всем параметрам программа вносится в общий перечень программ (в Автоматизированную Информационную Систему), реализуемых тем или иным учреждением-организатором курсов предпрофильной подготовки.
После окончания первого (теоретического этапа) в середине октября каждый учащийся 9-х классов вместе с родителями будет выбирать по 3 курса предпрофильной подготовки в АИС «Предпрофильная подготовка и профильное обучение». На основе произведенного выбора формируются группы учащихся из разных школ, которые будут посещать курсы  предпрофильной подготовки в «единый день предпрофиля», время проведения занятий — первая половина дня, по 5,5 академических часа, начало занятий — с 9.00.

Реализация курсов предпрофильной подготовки позволит:
— организовать всех субъектов предпрофильной подготовки во времени и действиях (четко ограничить время, синхронизировать взаимодействия субъектов, т.к. предпрофильная подготовка будет осуществляться в единый день с использованием автоматизированной информационной системы);
— предоставить учащимся и их родителям полный свободный доступ к носителям информации о курсах;
— реализовать учащимся свое право на свободный выбор и прохождение курсов предпрофильной подготовки в соответствии с профессиональными интересами и склонностями;
— привлечь, увеличить участие и усилить роль родителей в профессиональном самоопределении своих детей;
— наладить цивилизованные структурированные деловые отношения между участниками сетевого взаимодействия предпрофильной подготовки.

    Решение проблемы построения открытой и понятной системы предпрофильной подготовки предоставит возможность:
    — учащимся 9-х классов — эффективно решать задачу выбора профилирующего направления собственной деятельности; осуществлять осознанные профессиональные пробы и осознанный выбор пути профессионального самоопределения;
    — организациям общего образования — качественно и результативно реализовать цели основного и общего среднего образования «становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» (ст. 66 Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации);
    — учреждениям профессионального образования — достаточно широко и полно информировать учащихся о своих специальностях, набор и обучение студентов, сознательно выбравших профессию/специальность и учебное заведение;
    — рынку трудозанятости — получить квалифицированных «территориально своих» кадров на рабочих местах отраслей экономики города (в перспективе);
— органам управления образованием, учреждениям-организаторам предпрофильной подготовки, общеобразовательным учреждениям — слаженно, организованно осуществлять процесс, отслеживать и стандартизировать результаты предпрофильной подготовки.